Тема: «Вера без посредников: сколько людей живут с Богом, но без религии?»
Они не связывают себя ни с какой религией. Им не нужны храмы и священнослужители. При этом они верующие и их больше миллиарда. Ученые США подвели итоги глобального исследования мировой религиозности и заявили о новом феномене — верующие без религии. Они — результат протестного голосования тех, кто разочаровался в традиционных культах. В России таких 25 процентов, то есть четверть населения, согласно данным "Атласа религий и национальностей".
Социологи стали замечать их уже с середины 1990-х: в мире обнаружились верующие, не принадлежащие ни к одной из известных религий мира. Сначала это наблюдение показалось курьезом и следствием неграмотно составленных опросных листов.
Тогда еще никто не мог представить, что пройдет чуть менее 20 лет и число "верующих без религии" даже в такой традиционно религиозной стране, как США, вплотную приблизится к 15 процентам. Столкнувшись с подобными цифрами, полученными в Америке в ходе Общего социального обследования (General Social Survey), которые к тому же подтвердились опросами других крупнейших социологических центров (Gallup, Pew Research Center), исследователи религии признали: дело не в статистической погрешности. Мир столкнулся с новой реальностью.
Для срочного обсуждения проблемы была созвана конференция в Pew Research Center, где ведущие социологи религии пытались обрисовать профиль "новых нерелигиозных", получивших уже особое наименование — "nones".
Один из вариантов перевода этого термина на русский язык — "люди нет" — раскрывает суть явления: нерелигиозных легче всего описывать посредством отрицаний.
Эти люди не ходят в церковь, не принадлежат ни к одной из религий, не считают себя вполне атеистами,— словом, они "nones", "никакие". Что на самом деле составляет суть их мировоззрения и что они ценят — сплошная загадка.
Согласно последним данным Pew Research Center, "люди нет" встречаются во всех странах мира, а кое-где (в частности, в России) уже становятся заметной социальной группой.
У них сохраняются некие религиозные представления: 30 процентов "никаких" французов и 68 процентов "никаких" американцев верят в Бога, 44 процента "никаких" китайцев совершают богослужения у могил предков. Однако традиционными верующими, а тем более религиозными их не назовешь, хотя бы потому, что они сами на это не согласны.
— В исследовании нашей компании, проведенном в 50-е годы прошлого века, количество "никаких" американцев составляло 0 процентов,— пояснил в своем докладе главный редактор Gallup Фрэнк Ньюпорт.— Буквально: ноль. То есть в те годы каждый американец мог выбрать религиозную принадлежность, отличную от "никакой". Сегодня "никакие" на марше.
Однако я хотел бы обратить внимание: мы не зарегистрировали сопутствующих изменений в процентах ответов на другие вопросы, традиционно являющихся индикаторами религиозности.
За последние пять лет количество американцев, которые посещают богослужения и считают, что религия играет важную роль в их жизни, почти не изменилось. Это в некотором смысле парадокс.
Сотрудники Gallup полагают, что объяснение парадокса — в новом отношении людей к ярлыкам. Если раньше респонденты по традиции относили себя к какой-либо религии, то теперь эта идентификация перестала быть важной и люди, сохраняя прежние религиозные представления, перестали их как-то обозначать. При этом им вполне комфортно в такой неопределенности.
— В прошлом году непосредственный вопрос: "Вы могли бы сказать, что ищете религию, которая вам подходит?" мы впервые задали "людям нет",— рассказал Грег Смит, директор направления религиозных исследований в США Pew Research Center.— И подавляющее большинство, девять из десяти респондентов, ответили: "Я этого не делаю". Эти люди ничего не ищут, они уже нашли — свое "нет".
Страны, где больше всего верующих без религии (страна — человек на декабрь 2012 года): Китай — 700 680 000, Япония — 72 120 000, США — 50 980 000, Вьетнам — 26 040 000, Россия — 23 180 000, Южная Корея — 22 350 000, Германия — 20 350 000, Франция — 17 580 000, Северная Корея — 17 350 000, Бразилия —15 410 000.
Данная статья Ольги Филиной опубликована в журнале "Огонёк" № 40 от 14.10.2013.