Тема: «Религиозная аддикция»
Психологически здоровая и зрелая личность отличается от нездоровой и незрелой личности своей способностью гармонично адаптироваться в реальности, приспосабливаться, взаимодействовать с ней с максимальной пользой для себя и для окружающего мира. Адаптация в реальности – базисная категория жизнедеятельности всей живой материи. Человек – не исключение. Физиологические, психические и социальные проблемы личности являются результатом неспособности ладить с самим собой и окружающим миром, т.е. выстраивать гармоничные взаимоотношения с реальной действительностью.
В Большой медицинской энциклопедии и Энциклопедическом словаре медицинских терминов употребляется термин – «дизадаптация», под которой понимается «расстройство приспособления живого организма к действию факторов внешней и внутренней среды». Используемая греческая приставка dys- переводится как затруднение, отклонение от нормы, нарушение функции.
Нарушения адаптации различны и проявляются в разнообразных сферах жизни. Многие распространённые в наше время психосоматические заболевания специалистами рассматриваются как один из вариантов патологического взаимодействия с реальностью – «болезненное противостояние к ней».
Человека может не устраивать реальность, он начинает ей противодействовать, вступает с ней в борьбу, совершая правонарушения – и это тоже нарушение адаптации. Человек может просто игнорировать реальность. Он как бы сам по себе, а реальность сама по себе (хотя это, безусловно, ложное представление).
Либо такой способ взаимодействия с реальностью, когда её избегают через изменение своего психического состояния – «избегание реальности». Человек, не желая адаптироваться или считая себя не способным приспособиться к предлагаемым условиям, уходит в иллюзорный мир либо с помощью какого-либо психоактивного вещества (химического вещества природного или синтетического происхождения), либо путём чрезмерной фиксации внимания на каком-либо предмете, действии с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Последствие этого – развитие болезней зависимого поведения – аддикций. В первом случае – химических зависимостей, во втором – нехимических.
Аддикция (Addiction) - в переводе с английского - пагубная привычка, пристрастие к чему-либо, зависимость. В обыденной жизни этот способ взаимодействия с реальностью достаточно распространён. Например, для того, чтобы забыться, уйти от тягостных размышлений или по-новому взглянуть на проблему, люди «с головой» уходят в работу, в интенсивные мышечные нагрузки, часами слушают музыку, занимаются медитацией и т.д. Таким образом, аддиктивное поведение в определённой степени и в определённые моменты жизни присуще всем здоровым людям. Однако необходимо отметить, что, во-первых, оно по природе своей нехимического характера и, во-вторых, - достаточно кратковременно.
Как отмечает Егоров А.Ю., в человеке мирно сосуществуют несколько потенциальных аддикций, одна из которых, как правило, превалирует (преобладает). Преобладающая аддикция, как правило, занимает основное положение в жизни человека, но не подавляет, не вытесняет другие. Именно она определяет жизненный путь на данном этапе развития личности. Преобладающая аддикция временна, поддается внешнему воздействию и может сосуществовать с другими.
Проблема возникает тогда, когда одна из аддикций начинает доминировать и вытесняет другие. Доминирующая аддикция полностью заполняет сознание, вытесняет другие аддикции и мало поддается внешнему воздействию.
Короленко Ц.П. объясняет аддиктивное поведение, как деструктивное, которое может выражаться в стремлении уйти от реальности, изменив свое психическое состояние с помощью приема каких-либо веществ или же фиксируя внимание на каких-то активных видах деятельности или на определенных предметах, что способствует развитию интенсивных эмоций.
А. Шаев отмечает две категории аддикций: субстанциональные аддикции (алкоголизм, наркомания, табакокурение, пищевые) и аддикции процесса (накопление денег, гемблинг, секс, работа, беспокойство), в данную категорию включена и религиозная аддикция.
С. Артерберн и Дж. Фельтон дают следующее определение религиозной аддикции: «Как и при любой аддикции, религиозная практика становится доминирующей по отношению к другим аспектам жизни. Любые отношения устанавливаются через религию, а зависимость от религиозной практики и ее адептов отодвигает личную потребность в Боге. Религия и те, кто ее олицетворяют, получают всю полноту власти над аддиктом, который сам больше не связан с Богом».
П. Бут, П. Вандерхайден, Ц.П. Короленко, Н.В. Бондарев и др. предлагают перечень симптомов религиозной аддикции:
- неспособность думать, сомневаться и задавать вопросы по поводу религиозной информации;
- черно-белое мышление;
- вера, основанная на стыде;
- магическая убежденность, что Бог все сделает для тебя без твоего активного участия;
- ригидное навязчивое следование правилам и предписаниям;
- бескомпромиссные суждения: готовность всюду (особенно за пределами данной религиозной формации) находить недостатки и зло;
- компульсивные или навязчивые стремления к религиозным ритуалам;
- нереалистические финансовые пожертвования;
- конфликт и споры с наукой, медициной и образованием;
- прогрессирующий отказ от реальной работы, изоляция, разрыв прежних отношений;
- манипулирование цитатами или текстами, ощущение избранности, заявления о личных посланиях от Бога;
- трансоподобное состояние, счастливое (или суперодухотворенное) выражение лица;
- ощущение правоты и превосходство над всем остальным человечеством;
- разочарование, сомнения, психический, физический и эмоциональный кризис, боязнь призвать на помощь (из страха быть разоблаченным в «недуховности»).
Д. Райан и Дж. Вондерен описали общие поведенческие черты химического аддикта (алкоголика) и религиозного аддикта:
Алкогольная зависимость
Отличается повышенным настроением во время употребления спиртного, которое снижается в период воздержания или при мысли о воздержании.
Религиозная зависимость
Отличается повышенным настроением во время исполнения религиозных ритуалов, которое снижается, когда нельзя посещать культовые места, выполнять в достаточном количестве молитвенный ритуал.
Алкогольная зависимость
Предпочитает компанию таких же алкоголиков; отношения с трезвенниками ограничены.
Религиозная зависимость
Предпочитает общаться с людьми, имеющими подобные религиозные предпочтения, отвергает бывших друзей или даже членов семьи, если они не разделяют религиозных взглядов.
Алкогольная зависимость
Теряет контроль в количестве употребляемого алкоголя. Употребляет в ущерб работе, семье, здоровью.
Религиозная зависимость
Проводит все больше времени в религиозной обрядности и/или деятельности в ущерб работе, семье, здоровью.
Таким образом, религиозная зависимость, как и химическая зависимость, в частности, алкогольная, становится одним из способов бегства от тревоги, ответственности, необходимости решать свои личностные и духовные проблемы.
Итак, из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что риски формирования религиозной аддикции напрямую связаны с дефицитами психологических свойств личности, т.е. с психологическим здоровьем, навыками совладания со стрессом. Профилактика и лечение данного вида аддикции заключается в воспитании и развитии гармонично развитой личности с разнообразными, социально одобряемыми интересами и склонностями. Личности с гармоничным набором форм реагирования на окружающую действительность и самовыражения. Личности, по существу полиаддиктивной, с какой-то социально приемлемой преобладающей аддикцией. Чем богаче духовный мир, тем меньше вероятность развития любой зависимости.
Л.А. Бикетова, эксперт по психологии отдела менеджмента научных исследований Республиканского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании (Казахстан).