Правда на всех одна?

Правда на всех одна?

Правда на всех одна?

 

Так что же такое «правда»? Итак, за какую правду мы всегда сражаемся?

Последнее время каждый день мы все слышим знакомое нам с детства слово «правда». Есть с таким названием газеты и журналы, различные движения и общества, каналы ЮТУБ, порталы, сайты и многое другое. Правду ищут, правду говорят. Правда бывает истинной, горькой, настоящей.

Часто правду путают с истиной. Это близкие понятия, но не одинаковые. Кто-то считает, что правда у каждого своя. Другие, наоборот, что правда у всех одна, и именно в ней сила. Хотя ни те и ни другие внятно и понятно объяснить, что такое правда, толком не могут. А ведь у каждого слова есть совершенно конкретное значение, присущее только одному этому слову и отражающее его суть.

Рэне Декарт в своё время писал: «Определите значение слов и вы избавите человечество от половины его заблуждений». А ещё за правду умирают, также за правду убивают. Так что же такое правда? У кого спросить? Кто знает? У писателей, философов, учёных, священников?

Этимологические словари о содержании информации отдельных слов, например, Макса Фасмера, понятного ответа не дают. Писатели запутывают окончательно. Гоголь и реабилитация человеческой субъективности. Достоевский говорит о правде, как о реализме в высшем смысле. Л.Н. Толстой считает правду принципом творчества. Чехов, Горький, Солженицын расскажут о настоящей правде, что в правде вымысел, и о жизни не по лжи.

Может быть, знают что-то философы? Они уже 500 лет ищут ответ на вопрос, что такое правда и что такое ложь. Ну нет, пока не нашли. Философ Давид Юм вообще утверждал, что ценности нельзя и невозможно вывести из истины строго логически. Ну хорошо, мы не будем пользоваться логикой.

В русских народных сказках Правда зачастую  предстаёт как одушевлённое, живое существо, противостоящее Кривде:

•  Правда всегда творит добро, старается помочь нуждающимся;

•  Правда страдает за правду, за справедливость;

•  Правда обладает смекалистостью, позволяющей преодолевать трудности;

•  Правда всегда выходит победителем из схватки с Кривдой, причём вознаграждённым победителем.

Наиболее отчётливо мотив Правды и Кривды проявился в Голубиной книге:

Это не два зверя собиралися,

не два лютые собегалися:

Это Правда с Кривдой соходилася,

Промежду собой они бились-дрались.

Кривда Правду одолеть хочет;

Правда Кривду переспорила.

Правда пошла на небеса,

А Кривда пошла у нас вся по всей земле.

Может быть, ответ найдём в богословии?

В Библии правда стоит в одном ряду с истиной, причём истина связана с землёй - как достояние разума человека, а правда с небесами - как дар благостыни (Пс.84:12). Так и говорится, что истина от земли восходит, а правда — с небес принимается. Понятно, но не очень. Идём дальше.

И находим у святых отцов в следующее: Правда Божия — это одно из имён Бога. Обозначающие такое Его сущностное свойство Бога, как справедливость. Понятно? Правда - сущностное свойство Бога. Это означает, что Бог праведен по самому своему естеству. А будучи праведным по естеству, он осознает высшую правду, как высочайшее благо и никогда не действует вопреки справедливости.

А чем отличается Божественная правда от правды человеческой? Это уже проще. Что касается человека, чувство справедливости начертано на скрижалях его сердца и звучит в голосе совести. Между тем, в отличие от Творца, человек не всегда поступает в согласии с этим чувством. Нравственные чувства — одна из черт образа Божьего в человеке, который с течением жизни может как развиваться, так и заглушаться.

А почему, если совесть является сущностной принадлежностью человека, а сущность у всех людей одна, каждый проявляет справедливость по-своему? Потому что Причина вступления человека в требования Божественной правды различна, но это всегда связано с расположенности ко злу и соображениями личной выгоды.

Часто понятие человеческой справедливости строится не на божьем законе, а на частном мировоззрении или на широкой общественной морали. Такая справедливость крайне относительна. То, что считается справедливым среди одних, в кругу других может артикулировался как серьёзное несправедливость.

Например, на сегодняшний день коллективный Запад считает справедливым бороться за однополые браки, тогда как в нашей вере подобные союзы, суть — мерзость перед Богом. Примеров можно привести много.

А почему окружающая нас действительность порой заставляет усомниться в справедливости Божьей? Явные для нас грешники часто благоденствуют, а праведники — страдают. Потому что мы неверно ограничиваем справедливость Бога пределами краткой земной жизни человека. Вот и всё.

Итак. Краткий итог. Правда божия и правосудие божье — божественные свойства, раскрывающие Бога как судью созданных разумных существ - Людей.

Вам стало понятно, за какую правду умирают и убивают? Мне лично, да. За божью правду. И правда для всех одна, потому что правда - сущностное свойства Бога. Нужна победа, чтобы быть.

Жил – был человек, который отправился искать правду. Он обошёл весь мир в поисках её, расставшись со всем в своей жизни – отдав всё во имя правды.

После многих лет странствий он пришёл в Индию, где он услышал рассказ о далёкой горе, на вершине которой живёт правда.

Он шёл много дней, пока не пришёл к входу пещеры. Он крикнул в темноту, и ему отозвался старческий голос:

– Что ты хочешь?

– Я ищу правду.

– Что же, ты нашёл меня.

Он вошёл в пещеру и там, в самой глубине, увидел склонившееся над огнём устрашающее существо из всех, какие попадались ему на пути; глаза один больше другого, вылезали из орбит, язвы покрывали лицо. Кривые зубы торчали у него изо рта. И длинные спутанные волосы свисали грязными прядями.

– Ты? – спросил человек, – Ты и есть правда?

Она кивнула.

Хоть и потрясённый её видом, человек остался с ней и прожил в пещере много лет, учась у неё. И вот, когда он, наконец, собрался уходить, спросил, как он мог бы отплатить ей за все, чему она его научила.

–  Я прошу тебя только об одном, – ответила она, – когда вернёшься в мир, говори всем, что я молода и прекрасна!

Нежная Правда в красивых одеждах ходила,

Принарядившись для сирых, блаженных, калек,

Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:

Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная Правда спокойно уснула,

Слюни пустила и разулыбалась во сне,

Хитрая Ложь на себя одеяло стянула,

В Правду впилась — и осталась довольна вполне.

И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью:

Баба как баба, и что её ради радеть?!

Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,

Если, конечно, и ту и другую раздеть.

Выплела ловко из кос золотистые ленты

И прихватила одежды, примерив на глаз;

Деньги взяла, и часы, и ещё документы,

Сплюнула, грязно ругнулась — и вон подалась.

Только к утру обнаружила Правда пропажу —

И подивилась, себя оглядев делово:

Кто-то уже, раздобыв где-то чёрную сажу,

Вымазал чистую Правду, а так — ничего.

Правда смеялась, когда в неё камни бросали:

«Ложь это всё, и на Лжи одеянье моё…»

Двое блаженных калек протокол составляли

И обзывали дурными словами её.

Тот протокол заключался обидной тирадой

(Кстати, навесили Правде чужие дела):

Дескать, какая-то мразь называется Правдой,

Ну, а сама пропилась, проспалась догола.

Полная Правда божилась, клялась и рыдала,

Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах,

Грязная Ложь чистокровную лошадь украла —

И ускакала на длинных и тонких ногах.

Некий чудак и поныне за Правду воюет,

Правда в речах его правды — на ломаный грош:

«Чистая Правда со временем восторжествует —

Если проделает то же, что явная Ложь!»

Часто, разлив по сто семьдесят граммов на брата,

Даже не знаешь, куда на ночлег попадёшь.

Могут раздеть — это чистая правда, ребята;

Глядь — а штаны твои носит коварная Ложь.

Глядь — на часы твои смотрит коварная Ложь.

Глядь — а конём твоим правит коварная Ложь.

 

Притча для размышления:

Один монах спросил старца:

«Если кто-то из братьев принесёт мне помышления извне, то позволишь ли ты, отче, сказать ему, чтобы он не передавал мне суетных мыслей?»

Старец ответил:  «Не делай этого». 

« Почему?», - спросил монах.

«Потому что мы сами не можем исполнить того, что требуем от ближнего.

Сказав ближнему: «Не делай этого», может быть, мы сами впоследствии сделаем это».

Монах  спросил: «Как же должно поступить?»

Старец ответил: «Если сохраним молчание, не отвечая ничего, то этого по отношению к ближнему достаточно».